Георгий Сергеевич Жирицкий (8 октября 1893, Крапивна, Тульская губерния, Российская империя — 4 июня 1966, Казань, Татарская АССР, СССР) — советский инженер-конструктор в области теплотехники, турбостроения и двигателестроения, преподаватель. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1963).
Биография
Георгий Жирицкий родился 8 октября (по старому стилю 26 сентября) 1893 года в городе Крапивна Тульской губернии (сейчас село Щёкинского района Тульской области).
После развода родителей жил в Киеве. С 14 лет самостоятельно зарабатывал, давал уроки. В 1911 году окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью, поступил на механический факультет Киевского политехнического института. Окончил его в 1915 году, получив денежную премию за дипломный проект.
С 1915 года работал в Николаеве на заводе «Наваль». В 1918 году по конкурсу избран преподавателем Киевского политехнического института, работал на кафедре паровых котлов, преподавал техническое черчение, практическую механику, паровые машины и паровые турбины, тепловые двигатели. Параллельно работал на заводе «Физиохимик». В 1925 году утверждён профессором по паровым двигателям, в 1926 назначен деканом механического факультета и заведующим кафедрой паровых машин. В 1926—1927 годах посетил Германию с научными командировками, познакомился с практикой немецкого турбостроения. В 1929 году выбран на должность заведующего кафедрой паровых турбин Московского высшего технического училища. Параллельно заведовал кафедрой паровых машин в Московском механико-электротехническом институте имени М. В. Ломоносова, читал курсы паровых машин и паровых турбин в Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова.
С осени 1930 года после разукрупнения московских вузов перешёл в объединённый Московский энергетический институт, где до 1937 года заведовал кафедрой паротурбинных установок. В 1931 году создал при ней лабораторию паровых турбин, которая стала кузницей советских специалистов по турбинам. В 1932 году стал деканом новообразованного теплотехнического факультета, оставался на этом посту до 1936 года. В 1933 году стал профессором, в 1937 году получил степень доктора технических наук на основе ранее опубликованных научных работ без защиты диссертации.
В 1930 году в ходе крупного судебного процесса по делу о вредительстве в промышленности и на транспорте («Дело Промпартии») несколько его фигурантов показали, что Жирицкий относится к контрреволюционной организации, однако он не был арестован.
В 1937 году арестован и отправлен в тюрьму в Ростов-на-Дону. Благодаря знанию художественной литературы смог существовать в одной камере с уголовниками, каждый день пересказывая им романы Фенимора Купера, Майна Рида, Джека Лондона и других авторов.
В 1939 году был переведён в Москву, где, отбывая срок, работал в конструкторской группе 4-го спецотдела НКВД («шарашке») при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82, которая конструировала авиационные двигатели. Здесь подружился с уроженцем деревни Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии Борисом Стечкиным, который увлёк его проектированием приводного центробежного нагнетателя для многовального авиационного дизельного двигателя. Также сотрудничал с учёным Валентином Глушко, который разрабатывал газогенератор для привода двигателя быстроходной глиссирующей морской торпеды, а затем проект вспомогательной установки ЖРД, предназначенной для форсирования манёвром двухмоторного самолёта-истребителя С-100.
Осенью 1941 года был перебазирован на Казанский авиационный моторостроительный завод №16. Занимался созданием турбокомпрессора, затем присоединился к группе Глушко, которая разрабатывала вспомогательные самолётные установки. В январе 1942 года стал заместителем по конструкторским работам конструкторского бюро в составе Особого конструкторского бюро 4-го спецотдела НКВД. В ноябре 1942 года в то же КБ перевели будущего лидера космических проектов Сергея Королёва.
27 июля 1944 года решением Президиума Верховного Совета СССР в числе 35 сотрудников «шарашки» освобождён досрочно со снятием судимости. Об этом перед Иосифом Сталиным ходатайствовал нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия.
В августе 1944 года КБ, в котором работал Жирицкий, было преобразовано в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей. Он вновь стал заместителем главного конструктора, пост которого занял Глушко. С осени 1944 года вернулся на педагогическую работу, преподавал параллельно в Казанском авиационном институте. 1 мая 1945 года здесь создали первую в СССР кафедру ракетных двигателей, где Жирицкий стал профессором.
В июле-сентябре 1945 года был командирован в Германию для изучения немецких боевых баллистических ракет «Фау-2», однако в итоге не поехал, так как руководство кафедры решили оставить на месте. 3 июля 1946 года КБ перевели в Химки, однако Жирицкий остался в Казани, где сосредоточился на подготовке в вузе инженеров, специализирующихся на двигателях. В 1947 года создал кафедру турбомашин, которой заведовал до 1965 года. В 1957 году при кафедре открыли проблемную лабораторию, которая позволила усовершенствовать научную работу.
Долгие годы был главным редактором журнала «Авиационная техника».
В 1965 году после инсульта утратил речь, осталась парализованной правая рука. Научился писать левой рукой, почти успев закончить рукопись последней книги.
Умер 4 июня 1966 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище Казани.
Награждён орденами Ленина (1961), «Знак Почёта» (1945). Заслуженный деятель науки и техники Татарской АССР (1953). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1963).
Библиография- Жирицкий Г. С. Паровые машины. Киев: Изд-во Исполбюро Пролетстуда КПИ, 1925.
- Жирицкий Г. С. Паровые турбины. Киев: Изд-во Исполбюро КПИ, 1927.
- Жирицкий Г. С. Газовые турбины. М.: Госэнергоиздат, 1948.
- Жирицкий Г. С. Авиационные газовые турбины. М.: Оборонгиз, 1950.
- Жирицкий Г. С., Стрункин В. А. Конструкция и расчёт на прочность деталей паровых и газовых турбин. 3-е изд. М.: Машиностроение, 1968.
- Жирицкий Г. С., Локай В. И., Максутова М. К., Стрункин В. А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1971.
Семья
Отец — Сергей Н. Жирицкий, лесничий.
Мать после развода работала счетоводом в Киевской казённой палате, затем — в Киевской городской управе.
Память
В 1970 году именем Жирицкого назван кратер на обратной стороне Луны диаметром 33,36 км.
В 1983 году на главном корпусе Казанского авиационного института установили мемориальную доску, посвящённую Жирицкому.