Антон Путилович Суханов (Арсений) (1600, Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд, Русское царство — 14 августа 1668, Москва, Русское царство) — русский церковный деятель, дипломат, путешественник, писатель.
Биография
Антон Суханов родился в 1600 году в деревне Спицыно Псковского стана Соловского уезда (сейчас Щёкинского района Тульской области) в семье обнищавшего дворянина Путилы Елизарьевича Суханова, скитавшегося по дворам своих знакомых в Туле.
С детства тянулся к знаниям, в результате ушёл в монастырь, получив монашеское имя Арсений. Здесь он освоил грамматику, риторику и диалектику, изучил греческий, польский язык и латынь. Занимался переписыванием книг, был личным секретарём патриарха Филарета. Покупал и заказывал рукописные книги, в том числе отказываясь от «подённого питья» — кружки мёда и трёх кружек пива, получая его деньгами. Известны 7 рукописей, принадлежавших лично Арсению.
В 1637 году получил первое дипломатическое поручение, будучи направлен вместе с посольством князя Фёдора Волконского в Кахетию (сейчас область Грузии). Перед Арсением поставили цель узнать у местных жителей широкую информацию о Кахетии, о её размерах, числе городов, населении, религии, отношении к царю Теймуразу.
10 июня 1649 года был направлен в османский Константинополь (сейчас Стамбул в Турции) с заданием описать церковные обычаи, после того как иерусалимский патриарх Паисий, прибывший в Москву, обратил внимание, что в русских богослужениях есть отступления от обрядов восточной православной церкви. Но добраться до места не удалось: Арсений дважды возвращался в Москву из молдавских Ясс (сейчас в Румынии) и 8 декабря 1650 года с Афона. По возвращении он передал в Посольский приказ труд «Прения с греками о вере», а также подробное описание путешествия — в том числе обычаи местных жителей, климат, флора и фауна, крепостные укрепления городов.
В феврале 1651 года вновь направлен с заданием описать церковные обычаи в Константинополь и Иерусалим. Проезжая территорию современной Украины, случайно напал на след самозванца «вора Тимошки», который выдавал себя за князя Ивана Васильевича Шуйского, сына московского царя. В соответствии с приказом царя Алексея Михайловича встретился с гетманом Богданом Хмельницким и потребовал от него выдачи самозванца, а также обсудил с ним тему присоединения Украины к России.
В мае 1651 года по Дунаю направился в Османскую империю. Для того, чтобы удачно пересечь границу, выдал себя за паломника в Мекку, соорудив чалму из полотенца и усевшись по-турецки на капитанском мостике. По пути побывал на греческих островах Хиос и Родос, в Египте, где посетил гору Синай, Яффу, Александрию. В Александрии долго общался с местным патриархом Иоанникием на тему церковных обычаев и воззрений. В Иерусалиме, где пробыл 7 месяцев, спорил с патриархом Паисием.
В Константинополе Арсений узнал, что патриарх Парфений, которому он вёз письмо царя, был ослеплён, заколот кинжалом и брошен в море. Арсений выяснил, что к убийству были причастны патриарх Паисий и волошский и мунтьянский воеводы: они были недовольны, что Парфений стал патриархом не по их воле и поддерживал отношения с Богданом Хмельницким.
В Москву Арсений возвращался через Малую Азию, Грузию и Кавказ. Вернувшись в июне 1653 годах, он представил отчёт «Проскинитарий» («Поклонник»), который представил царю и патриарху. В нём были 3 части — о посольстве, о Иерусалиме и о греческом церковном чине и пении. Арсений был сторонником независимой политики Москвы в церковных вопросах. Неоднократно критиковал греков, из-за чего сочинения Арсения использовались сторонниками старообрядчества. Однако в «Проскинитарии» отошёл от резкой критики.
В 1654 году в связи с исправлением богослужебных книг, затеянным патриархом Никоном, Арсения направили на Афон и Восток за текстами на древнегреческом языке. Путешествие было сопряжено с большой опасностью: Арсений вёз с собой около 50 тысяч рублей — деньгами и собольими шкурами. Это была «государева милостыня», за которую планировалось получить рукописи. Он регулярно нанимал себе провожатых.
На обратном пути неоднократно попадал в опасные ситуации. В Константинополе он был объявлен в розыск османскими властями, а в окрестностях Ясс избежал гибели на территории, за которую воевали татары и поляки.
За 2 года Арсений посетил 18 монастырей Афона, отобрав 505 рукописей. В других местах он собрал ещё около 200 рукописей. 498 из них Арсений привёз сам, остальные — посланцы из Афона. 29 рукописей были славянскими. Многим рукописям было 400-700 лет, а греческому евангелию — более 1050 лет. В числе духовных текстов обнаружились 58 светских, среди которых произведения Гомера, Демосфена, Аристотеля, Плутарха, Эсхила, Фукидида, Аристида. Рукописи поступили в Патриаршую библиотеку, часть текстов издали на Московском печатном дворе.
В последние годы был келарем Троице-Сергиева монастыря, жил в отдельной келье. С 1661 года параллельно руководил Московским печатным двором.
В 1665 году по поручению патриарха Никона доставил из Иерусалима заказанную модель Храма Гроба Господня — по этому образцу в Новоиерусалимском монастыре возвели церковь Воскресения Христова.
Умер 14 августа 1668 года в Москве. Похоронен в Троице-Сергиевом монастыре.