Глаголев, Сергей Сергеевич

Материал из Вики Щёкино
Версия от 14:19, 17 декабря 2017; Андрей Жизлов (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Сергей Глаголев
Сергей Сергеевич Глаголев (21 октября 1865, Крапивна, Тульская губерния, Российская империя ‒ 2 октября 1937, Вологда, СССР) ‒ богослов, учёный, педагог.

Биография[править]

Сергей Глаголев родился 21 октября (9 октября по старому стилю) 1865 в селе Крапивна Тульской губернии (ныне Щёкинский район Тульской области) в семье священника.

В 1879 поступил в Тульскую духовную семинарию, в 1885 ‒ в Московскую духовную академию. Окончив её в 1889, был оставлен при академии за выдающиеся способности в качестве профессорского стипендиата. До 1890 учился в Московском и Берлинском университетах, слушал лекции в Сорбонне.

В 1890-92 преподавал библейскую историю в Вологодской духовной семинарии. В 1892-96 был доцентом кафедры основного богословия Московской духовной академии.

В 1894 защитил магистерскую диссертацию на тему «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия.

В 1896 стал профессором, некоторое время был секретарем редакции журнала «Богословский вестник».

В 1900 защитил докторскую диссертацию на тему «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви». В этом же году командирован в Париж на Всемирный конгресс религий, где выбран вице-президентом конгресса.

С 1902 ‒ ординарный профессор кафедры основного богословия Московской духовной академии, с 1910 ‒ член правления, с 1917 ‒ заслуженный профессор академии. В 1912-13 также читал систематическую философию и логику.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 избран членом Предсоборного совета в Петрограде, членом Поместного собора Российской Православной Церкви (1917-18).

После закрытия Московской духовной академии в 1919 работал заведующим института народного образования в Сергиевом Посаде, в 1920 ‒ преподавателем Московских богословских академических курсов. Читал лекции по естественным наукам в учебных заведениях ‒ в железнодорожной школе, на электрокурсах, в частной гимназии.

В 1928 вышел на пенсию по инвалидности. В том же году арестован по подозрению покушении на заместителя агитпропа Костомарова. Осуждён по делу об антисоветской группе черносотенных элементов в городе Сергиево Московской области. Сослан на 3 года в Пензу, затем в Саранск. После освобождения жил в Вологде.

В марте-апреле 1931 вновь арестован в Пензе по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации «Истинно православная церковь». Осуждён к 5 годам заключения в концлагере. В связи с состоянием здоровья приговор смягчили, отпустив Глаголева к жене в Вологду.

В третий раз арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, распространении провокационных слухов и пропаганде фашизма. 5 июня 1937 осуждён тройкой при управлении НКВД по Северной области и приговорён к расстрелу.

Расстрелян 2 октября 1937 в Вологде.

В 1991 реабилитирован прокурором Московской области по делу 1928.

Научный вклад[править]

Главной темой исследований Глаголева было соотношение науки и веры. Кроме того, занимался вопросам библеистики, которой среди прочего была посвящена работа «Прошлое человека», где Глаголев представил развернутую систему доводов в пользу символического толкования библейских чисел (годы жизни праотцев и патриархов, число поколений и т. д.). Им внесён большой вклад внес в развитие сравнительное-религиозное изучение Библии. В антропогенезе принимая теорию развития он отвергал эволюционизм.

Библиография[править]

Диссертации[править]

  • О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. Москва: Типография А. И. Снегиревой, 1894.
  • Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной церкви. Харьков, 1900.

Книги[править]

  • Об условиях возникновения религиозной веры: Лекция С. Глаголева. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1892.
  • Чудо и наука. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1893.
  • Больной целитель (О Шлаттере). Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1896.
  • Религия как предмет изучения. Сергиев Посад, 1897.
  • Запретные идеи. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1897.
  • Протоиерей Фёодор Александрович Голубинский. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Гадания учёных о происхождении миpa. Харьков (?), 1898
  • Новости русской литературы по религиозно-философским вопросам. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Астрономия и богословие. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Происхождение жизни. Санкт-Петербург: Типография А. П. Лопухина, 1899.
  • Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию: Чтения проф. Моск. духов. акад. С. Глаголева. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1900.
  • Идеалы человечества на рубеже двух столетий. Москва: Унив. типография, 1901.
  • Религия Китая. Москва, 1901.
  • Очерки по истории религий. Ч. 1. Религии древнейших культурных народов. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902.
  • Бессмертие прошедшего (Принцип сохранения явлений). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903.
  • Патриотизм и христианство. Москва, 1904.
  • Ислам. Сергиев Посад, 1904.
  • Религия в Японии и Корее. Харьков, 1904.
  • Материя и дух. Санкт-Петербург, 1906.
  • Мистерии на берегах Конго. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1908.
  • Греческая религия. Ч. 1. Верования. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1909.
  • По вопросам логики. Харьков, 1910.
  • О графе Льве Николаевиче Толстом: Речь, произнесённная 9 ноября 1910 г. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1911.
  • Взгляд Васманна на происхождение человека. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1911.
  • Пособие к изучению Основного богословия. Москва: Женские богословские курсы, 1912.
  • Естественнонаучные вопросы, в их отношении к христианскому миропониманию. Сергиев Посад: Книжный магазин М. С. Елова, 1914.
  • Мечты о прекращении войн. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1915.
  • Брюссель и Париж для науки о религии. Сергиев Посад: Книжный магазин М. С. Елова, 1915.

Статьи[править]

  • Об отношении философии и естественных наук. Введение в богословие // Богословский вестник. 1892, декабрь.
  • Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 19, 20.
  • Деизм // Православная богословская энциклопедия. Санкт-Петербург: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. Т. 4.
  • Блез Паскаль // Богословский вестник. 1904. № 3.
  • Религия как основа жизни // Богословский вестник. 1905. № 1.
  • Новый тип философии: прагматизм или мелиоризм // Богословский вестник. 1909. № 3.
  • Цели и средства // Православная Подолия. 1907.

Рецензии[править]

  • Религиозный дальтонизм в изящной литературе: Lourdes par Emile Zola. Paris. 1894 г. — Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1894.
  • Всемирный потоп. Реценизия на книгу: [Неймайр, История земли, т. 1, СПб., 1897] // Богословский вестник. 1898. № 5.

Личная жизнь[править]

Отец ‒ Сергей Иванович Глаголев (1839‒1916), настоятель Никольской соборной церкви Крапивны.

Мать ‒ Феодосия Никитична Мерцалова (1845-67), дочь дьякона. Умерла от чахотки.

Брат ‒ Дмитрий Сергеевич Глаголев (1864‒1931), священник, богослов.

Был женат.

Источники[править]