Перейти к содержимому

Щёкинская энциклопедия

Меню
  • О проекте
Меню

Глаголев Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Глаголев (21 октября 1865, Крапивна, Тульская губерния, Российская империя — 2 октября 1937, Вологда, СССР) — российский и советский богослов, учёный, преподаватель.

Биография

Сергей Глаголев родился 21 октября (9 октября по старому стилю) 1865 года в городе Крапивна Тульской губернии (сейчас село Щёкинского района Тульской области) в семье священника.

В 1879 году поступил в Тульскую духовную семинарию, в 1885 году — в Московскую духовную академию. Окончив её в 1889 году, был оставлен при академии за выдающиеся способности в качестве профессорского стипендиата. До 1890 года учился в Московском и Берлинском университетах, слушал лекции в Сорбонне.

В 1890—1892 годах преподавал библейскую историю в Вологодской духовной семинарии. В 1892—1896 годах был доцентом кафедры основного богословия Московской духовной академии.

В 1894 году защитил магистерскую диссертацию на тему «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия.

В 1896 году стал профессором, некоторое время был секретарем редакции журнала «Богословский вестник».

В 1900 году защитил докторскую диссертацию на тему «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви». В этом же году командирован в Париж на Всемирный конгресс религий, где выбран вице-президентом конгресса.

С 1902 года — ординарный профессор кафедры основного богословия Московской духовной академии, с 1910 года — член правления, с 1917 года — заслуженный профессор академии. В 1912—1913 годах также читал систематическую философию и логику.

Главной темой исследований Глаголева было соотношение науки и веры. Кроме того, занимался вопросам библеистики, которой среди прочего была посвящена работа «Прошлое человека», где Глаголев представил развернутую систему доводов в пользу символического толкования библейских чисел (годы жизни праотцев и патриархов, число поколений и т. д.). Им внесён большой вклад внес в развитие сравнительное-религиозное изучение Библии. В антропогенезе, принимая теорию развития, он отвергал эволюционизм.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году избран членом Предсоборного совета в Петрограде, членом Поместного собора Российской Православной Церкви (1917—1918).

После закрытия Московской духовной академии в 1919 году работал заведующим института народного образования в Сергиевом Посаде, в 1920 году — преподавателем Московских богословских академических курсов. Читал лекции по естественным наукам в учебных заведениях — в железнодорожной школе, на электрокурсах, в частной гимназии.

В 1928 году вышел на пенсию по инвалидности. В том же году арестован по подозрению покушении на заместителя агитпропа Костомарова. Осуждён по делу об антисоветской группе черносотенных элементов. Сослан на 3 года в Пензу, затем в Саранск. После освобождения жил в Вологде.

В марте-апреле 1931 года вновь арестован в Пензе по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации «Истинно православная церковь». Осуждён к 5 годам заключения в концлагере. В связи с состоянием здоровья приговор смягчили, отпустив Глаголева к жене в Вологду.

В третий раз арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, распространении провокационных слухов и пропаганде фашизма. 5 июня 1937 года осуждён тройкой при управлении НКВД по Северной области и приговорён к расстрелу.

Расстрелян 2 октября 1937 года в Вологде.

В 1991 году реабилитирован прокурором Московской области по делу 1928 года.

Библиография

Диссертации

  • О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М.: Типография А. И. Снегиревой, 1894.
  • Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной церкви. Харьков, 1900.

Книги

  • Об условиях возникновения религиозной веры: Лекция С. Глаголева. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1892.
  • Чудо и наука. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1893.
  • Больной целитель (О Шлаттере). М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1896.
  • Религия как предмет изучения. Сергиев Посад, 1897.
  • Запретные идеи. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1897.
  • Протоиерей Фёодор Александрович Голубинский. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Гадания учёных о происхождении миpa. Харьков (?), 1898.
  • Новости русской литературы по религиозно-философским вопросам. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Астрономия и богословие. Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1898.
  • Происхождение жизни. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1899.
  • Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию: Чтения проф. Моск. духов. акад. С. Глаголева. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1900.
  • Идеалы человечества на рубеже двух столетий. М.: Унив. типография, 1901.
  • Религия Китая. М., 1901.
  • Очерки по истории религий. Ч. 1. Религии древнейших культурных народов. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902.
  • Бессмертие прошедшего (Принцип сохранения явлений). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903.
  • Патриотизм и христианство. М., 1904.
  • Ислам. Сергиев Посад, 1904.
  • Религия в Японии и Корее. Харьков, 1904.
  • Материя и дух. СПб., 1906.
  • Мистерии на берегах Конго. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1908.
  • Греческая религия. Ч. 1. Верования. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1909.
  • По вопросам логики. Харьков, 1910.
  • О графе Льве Николаевиче Толстом: Речь, произнесённная 9 ноября 1910 г. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1911.
  • Взгляд Васманна на происхождение человека. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1911.
  • Пособие к изучению Основного богословия. М.: Женские богословские курсы, 1912.
  • Естественнонаучные вопросы, в их отношении к христианскому миропониманию. Сергиев Посад: Книжный магазин М. С. Елова, 1914.
  • Мечты о прекращении войн. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1915.
  • Брюссель и Париж для науки о религии. Сергиев Посад: Книжный магазин М. С. Елова, 1915.

Статьи

  • Об отношении философии и естественных наук. Введение в богословие // Богословский вестник. 1892, декабрь.
  • Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 19, 20.
  • Деизм // Православная богословская энциклопедия. Санкт-Петербург: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. Т. 4.
  • Блез Паскаль // Богословский вестник. 1904. №3.
  • Религия как основа жизни // Богословский вестник. 1905. №1.
  • Новый тип философии: прагматизм или мелиоризм // Богословский вестник. 1909. №3.
  • Цели и средства // Православная Подолия. 1907.

Рецензии

  • Религиозный дальтонизм в изящной литературе: Lourdes par Emile Zola. Paris. 1894 г. — Сергиев Посад: Типография А. И. Снегиревой, 1894.
  • Всемирный потоп. Реценизия на книгу: [Неймайр, История земли, т. 1, СПб., 1897] // Богословский вестник. 1898. № 5.

Семья

Отец — Сергей Иванович Глаголев (1839—1916), священник, настоятель Никольской соборной церкви Крапивны.

Мать — Феодосия Никитична Мерцалова (1845—1867), дочь дьякона. Умерла от чахотки.

Старший брат — Дмитрий Сергеевич Глаголев (1864—1931), священник, богослов.

Был женат.

Источники

  • Глаголев Сергей Сергеевич в «Википедии»
  • Глаголевы: ученые, богословы, философы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Северов Юрий Александрович
  • Порошков Анатолий Александрович
  • 16 ноября
  • Визит Бориса Ельцина в Ясную Поляну
  • 13 марта
Яндекс.Метрика
© Щёкинская энциклопедия, 2017—2024. | Дизайн: Газетная тема WordPress
Cleantalk Pixel